Издревле китайцы придавали особое значение природе, совершая разнообразные обряды для привлечения ее благосклонности, усмирения разных природных катаклизмов. Для этого они танцевали ритуальные танцы, читали заклинания и приносили жертвы. Небо и Земля относились к верховным божествам, которым жертву имел право приносить исключительно император страны. Для выполнения обрядов жертвоприношения императором был построен Храм Неба – Тяньтянь.
Строительство началось в Пекине сразу после принятия ним статуса столицы Китая. Длилось оно 14 лет. Изначально здание было возведено для прославления Земли и Неба, но позже для воспевания Земли было построено отдельное святилище. Миссия главы государства Китая заключалась в посещении храма три раза в год. Императоры считались Сыновьями неба, поэтому они молились о процветании страны, хорошем урожае и достатке жителей страны. Конечно, для удобства императоров, которые на протяжении 500 лет сменяли друг друга, но не изменяли традициям, Храм Неба был построен вблизи Императорского дворца. Уникальность его архитектуры заключается в идеально симметричной форме – он построен по кругу и является единственной округлой постройкой в Пекине. Древние китайцы очень серьезно относились к связи с духами, поэтому вокруг храма построили целый ритуальный город, занимающий площадь в 267 гектаров.
Храм Неба спрятан за высокими стенами красного цвета, которые выстроены в форме квадрата. Такое геометрическое сочетание подразумевает божественный союз неразрывной пары – Неба и Земли. В городе очень много жертвенных алтарей и других сооружений, приспособленных для ублажения духов. Его окружают многовековые, могучие хвойные деревья – кипарисы и кедры. Им более полтысячи лет, при этом своим величием деревья просто завораживают.
В ритуальном городе есть три основных строения, которые соединены между собой Дорогой духов. Это – Зал Жатвенных Молитв, Храм Небесного Величия и Алтарь Неба. Наибольший интерес у современников вызывает Зал Жатвенных Молитв – результат деревянного зодчества династии Мин. Это шедевр круглой формы с ярко-синей крышей, выложенной черепицей и увенчанной шишкой. Это здание является визитной карточкой Тяньтянь.
Храм Жатвенных молитв несет большую миссию – в нем просили Небо о хорошем урожае. Его построили на трехступенчатой террасе из белого камня. Примечателен он тем, что его возведении обошлось без гвоздей и цемента.
В Храме все символично – колоны обозначают цикл времен года, месяцев, дней. Красный цвет, который используется в окраске символических колон, символизирует цвет Огня. По восточной мифологии Огонь – это ребенок Неба и Земли, рожденный в их союзе.
В постройке нет случайностей, любая мелочь – символична. Фрески, которые украшают Храм урожая, изображают Небо и Землю. Золотой дракон держит в лапах жемчужину мудрости. Интересен мраморный пол храма, на котором природа нарисовала фигуры дракона и феникса – неотъемлемых героев китайской философии. Они представляют собой две противоположности – Инь и Ян.
В Храме Небесного Величия хранятся поминальные таблички, на которых написаны обращения к Небу. Особенность этого здания в акустическом эффекте – стоит даже шепотом сказать какое-то слово, его отчетливо услышат на расстоянии 60 м. Такая акустика создана при помощи Стены эха, которая окружает Храм Небесного Величия. Кажется, само Небо отвечает обратившимся к нему. Его архитектура выполнена в классических восточных традициях, здание круглой формы находится на трехступенчатой террасе. Свод увенчивает алтарь.
Три яруса Алтаря Неба возвышаются на мраморных белоснежных плитах. В Храме много резных элементов. Тонкую работу древних мастеров невозможно не оценить. Поднимаясь по лестнице, можно любоваться балюстрадами, на которых изображены драконы и фениксы. Здесь главенствует число 9 – магическая цифра Неба. Императоры обращались к владыке Неба и просили о благах для страны и урожае. В Храме приносили в жертву животных и птиц, как дары раскладывали разные яства и напитки. Драгоценности также часто использовали для ублажения духов.
В центре Алтаря Неба лежит круглая плита, которую называют фокусом небесного свода. В этом храме также присутствует сильный акустический эффект, который в разы усиливает звук, если его произнести, встав по центру алтаря.