Одна из самых величественных мавританских мечетей Испании - Соборная мечеть, второе название Мескита (Mezquita). В Кордове Мескита является самым восхитительным памятником архитектуры. Мечеть возвышается в самом центре города, рядом находится набережная Гвадалквивир. Вокруг расположены старинные еврейские и мавританские кварталы.
В наши дни Мескита переименована в Кафедральный собор Кордова. Это уникальное сооружение, которое одновременно считается святыней двух противоположных культур, а именно для мусульман это Соборная мечеть, а для христиан – главная церковная епархия.
Археологические раскопки обнаружили, что Соборная мечеть воздвигнута на руинах древнего храма вестготов. Также подтверждением этого факта служит мозаика, вернее ее остатки, принадлежавшие древнему христианскому храму – базилике Сан Висенте. Во времена, когда Кордова была столицей Аль-Андалуса, именовавшегося «мусульманской Испанией» и «Кордовским халифатом», христианский храм был разрушен мусульманским правительством, а на его месте было воздвигнуто главную святыню ислама в тех краях – Соборную мечеть. Тогда новое восхитительное сооружение, будущая Мескита, превратилась в место манифестаций, как политических, так и культурных, религиозных, общественных.
Строительные работы по возведению святого храма длились довольно долго, застав правление нескольких эмиров и разделились на четыре основных этапа.
Началось строение мечети в 786-788 гг. при Абд ар-Рахмане I. По его пожеланию следовало построить сооружение подобное мечети находившейся в Дамаске. Но все же, в архитектуре здания явно выражено Испано-Романское влияние. Причиной этого стало использование остатков базилика Сан Висенте, как строительного материала, так и планировки разрушенного храма. Кроме того, Испано-Романскому стилю отвечают узоры красно-белого сочетания из кирпича и камня, которые присутствуют на арках и соединениях. Подтверждением этого служат другие постройки в этом стиле. Так, Епископский дворец, руины которого находятся в Серсадилье, декорировался таким же образом.
При правлении Абр ар-Рахмана III популярен был Кордовский эмират, и изменения, произведенные в мечете, стали продолжением задумки прошлого правителя. В результате чего нефы молитвенного дома были удлинены, а также был увеличен двор. Правитель распорядился возвести в увеличенном дворе минарет, сейчас он входит в состав башни собора.
Во времена правления Ал Хакама II государство Аль-Андалус процветало, что повлияло на строительство Мескиты. Выделялись огромные деньги на мечеть, в результате по богатству и размаху в оформлении она стала конкурировать с мечетью в Дамаске. Работы, проделанные в 961-966 гг., были уникальными. Отказались от сырьевого материала, который оставался от разрушеного храма, закупили только новое сырье. Работы велись лучшими византийскими мастерами, что повлияло на оформление, соединив в себе мусульманское и христианское зодчества. Некоторые мозаики храма довольно схожи с византийскими работами. Ко всему перечисленному, влияние христианской культуры просматривается в крестообразном дизайне ансамбля, а также в уникальном расположении солнечного света.
В 987 г. Кордовский халифат стоял на вершине своего могущества, тогда у власти находился Аль-Мансура. Соборная мечеть увеличивалась, к ней было пристроено еще 8 пределов и добавлен внутренний дворик. Но проявление такого могущества было всего на всего показательным. Не смотря на то, что работы велись с размахом и занимали огромные площади, материал закупался самый дешевый, а для строительства и оформления не нанимались византийские мастера, чаще всего планировки брались уже с существующих сооружений. Места арок, где выкладывались красный кирпич и белый камень, теперь разрисовывались красками.
Последним этапом строения храма стал 1523-1560 гг. В 16 столетии Кордову отвоевали христиане и, соответственно, было принято, что храм нужно перестроить в христианскую святыню, полностью очистив его от мусульманского наследия. В 1523 г. развернулись работы по перестроению храма. За основу был принят проект Эрнана Руиса, который вместе с сыновьями представил план постройки в форме схожей с латинским крестом, схемы возведения капелл и хоров. Ворота Прощения, существующие с 1377 г. и считающиеся торжеством стиля мудехар, стали главным входом на территорию собора. Внутренний дворик был отделен стеной и украшен крытыми галереями. Добавлен Апельсиновый садик, где находились фонтаны для омовения. А мусульманский минарет переделали в башню, где возвышался покровитель Кордовы – Архангел Рафаил.
Уникальность Мескиты состоит в том, что этот восхитительный старинный храм сочетает в себе множество архитектурных стилей. В одном ансамбле встречается остатки вестготского храма, мусульманская мечеть, Кафедральный собор христиан. Это все позволило добавить Месткиту в список Всемирного Наследия Человечества.