Вулкан Гримсвотн нельзя назвать обычным. Здесь вы не увидите гигантских выбросов магмы или потоков раскаленной лавы, которые стекают в океан — хотя Гримсвотн в день выбрасывает гораздо больше пепла, чем знаменитый Эйяфьядлайекюдль.
Итак, в чем же необычность вулкана? Он скрыт под толщей льда примерно
в 500 метров. А на вершине расположена кальдера — большая чаша, которая
также заполнена льдом. Площадь этого «ледяного озера» примерно
35 квадратных километра. Во время извержения вулкана лед тает.
Извержение полностью растопило озеро, в середине которого расположен
конус. А из-за того, что вулкан накрывал своеобразный ледник, произошел
паровой взрыв, благодаря которому выброс пепла достиг такой огромной
высоты — до 20 километров!
До вулкана вы сможете добраться на суперджипе или вертолете.
Отзыв путешественника
Суперджип оказалась поднятая машина с большими колесами, которая
довольно распространена в Исландии. Удовольствие дорогое, а в качестве
шофера мне дали бывшего чемпиона по ралли — Оскара.
Мне порекомендовали не путешествовать в одиночку, а взять компанию.
Мы выехали в 20-00, с целью к закату прибыть к горной местности,
а рассвет встретить у кратера Гримсвотна. Первые часа 2 дорога была
великолепной, потом появилась гравийка, ледяные поля и заснеженные
участки. Вышеупомянутый чемпион гнал со скоростью 80 км в час,
не обращая внимания ни на что, лишь приспустил немного давление в шинах.
В это время я и осознал, что на своем джипе я б сюда точно не рискнул
поехать.
Закат был не очень красочным, поэтому мы сразу начали подниматься
на ледник — на его западной части и располагается вулкан. В Исландии
в это время года как раз белые ночи, поэтому от заката до рассвета
времени всего лишь 3,5 часа — а нам нужно пересечь самый огромный
в Европе ледник!
Стоит отметить, что исландские ледники абсолютно не похожи на обычные, которые изрезаны трещинами. Тут ледник покрыт снегом, который сглаживает поверхность — благодаря чему можно с легкостью ехать на суперджипе.
Однако нам не повезло. Оскар объяснил, что пепел лед покрыл не равномерно, поэтому там, где тонкий слой — солнце быстро его нагревает и плавит поверхность льда, в то время как на других участках, где пепла более 10 см была хорошая термоизоляция. В общем, спокойной дороги мне не удалось увидеть и все 40 километров машину качало и трясло так, что когда мы прибыли на место назначения, я буквально вывалился из авто.
Оскар объявил — «Мы около Гримсвотна». Однако его понятие «около» приравнивалось к слову «безопасно» — кратер располагался в паре километрах. С такого расстояния я просто не мог сделать нужное мне фото, поэтому я вступил в спор с Оскаром, предлагая ему объехать впереди лежащий обрыв справа или слева, дабы поближе взглянуть на вулкан. Чемпион по ралли вручил мне бинокль, сказав единственное слово — «кракс» (трещины).
Посмотрев внимательнее и увидев 10-метровые обрывы, которые даже нашему суперджипу будет невозможно преодолеть, я попросил Оскара подъехать с южной стороны.
Со всевозможной осторожностью водитель «подкрадывался» к кратеру, пробуя каждый дюйм поверхности. Приблизившись еще на 1,5 километра, он показал на дымки серных испарений, которые вырывались из пеплового слоя и на пару провалов, в которые поместился бы наш джип целиком и отказался продолжать путь.
В напарники я взял себе исландца Максима (паренек украинского происхождения), и, обвязавшись веревкой для страховки, мы продолжили идти пешком. Шли мы тяжело — пепловый слой постоянно проваливался под ногами. И вот первая большая трещинка в 50 см в ширину и примерно такая же в глубину, из которой вырвался дым — Максим замер. Перепрыгнув ямку, я пошел дальше, однако веревка быстро натянулась. Пришлось объяснять напарнику, что с такого расстояния тяжело сделать нормальное фото, к тому же, напомнил, что он идет сзади и просто меня страхует. Парнишку пришлось поуговаривать, но все-таки я добился своего и за полчаса до рассвета мы оказались на небольшом пятачке над кратером. Правда пришлось ждать еще часов 5, чтобы поймать тот самый момент, когда солнце осветила маленький кратер в озере.
Раздался очередной грохот — оказывается, края большего кратера сформированы из пепла со льдом, поэтому выбросы иногда про
исходят не из основного жерла, а по бокам. Поэтому после очередного обвала стены в воду, оценив площадку, где я находился, я решил быстро отползать. Однако на полпути к машине, вновь выглянуло солнце, и я, бросив штатив и рюкзак и взяв с собой лишь пару камер — побежал обратно.