В любом венецианском сувенирном магазинчике, помимо обычных традиционных карнавальных масок, в глаза любому туристу бросятся большое количество стеклянных предметов: здесь и люстры, и зеркала и всевозможные украшения. Стекло — муранское, и если вы о таком не слышали, продавец с удовольствием вам расскажет насколько оно сложно в обработке и уникально по своим свойствам, и именно поэтому вот эта маленькая пепельница стоит не менее 25 евро! Конечно, она этого может и не стоит, однако историю действительно нужно послушать.
Давным-давно в Венецианской лагуне нашли приют беглые стеклодувы византийцы. Они объединили свои знания и секреты с местными монахами, которые плавили стеклянные бутыли под самодельный ликер и вместе добились немыслимого успеха! Производство стеклянных предметов принесло в казну огромные деньги, а вскоре стало очень значимой ее составляющей, дабы не защищать его. В итоге в 1291 году решили перенести все имеющиеся мастерские на отдельный остров (вместе с рабочими и их родными). Этим островом стал Мурано — что в 2 км от севера Венеции. Официальной причиной переноса назвали пожарную безопасность.
Правительство страны не обделило работников стеклодувов специальными привилегиями и почестями. Но выезжать за границу, разговаривать с чужеземцами — им строго-настрого воспрещалось и приравнивалось к предательству и разглашению государственной тайны. А вот на родине о них заботились как о влиятельных людях — дочерям муранских умельцев разрешалось даже выходить замуж за аристократов.
Практически пять сотен лет Венеция была монополистом по производству стекла и всевозможных стеклянных изделий. Секреты профессионалов стеклодувов передавались по наследству, при этом стекло становилось все красивее, а в 16 веке триумф страны достиг своего апогея. Любой состоятельный человек из знаменитых европейских семей, да и не очень, старались заполучить кувшин, вазу или что-нибудь стеклянное с далекого и удивительного итальянского острова. В то время, толстые крутобокие вазы с разноцветными разводами внутри, считались свидетельством изысканного вкуса и богатства. Однако ничто не длится вечно: нескольким стеклодувам удалось уплыть с Мурано — даже, несмотря на строжайшие запреты правительства. Конкуренция других стран начала нарастать, а после вторжения наполеоновских войск — не сказалось на производстве положительно (многие мастерские попросту были уничтожены). Лишь в 19 веке Венеция понемногу начала вставать на ноги от пережитого.
В 1861 году на Мурано появился Музей Стекла, где сегодня выставлены самые удивительные и выдающиеся произведения искусства муранских мастеров. После того, как Венеция вошла в состав Итальянского королевства, ускорилось возрождение традиций стеклоделия, и за очень короткий период времени восстановили и пустили в ход уникальные технологии по созданию муранского стекла, благодаря которым оно и славилось на весь мир. И даже, несмотря на всемирную автоматизацию производства, в Венеции до сих пор все делается вручную — благодаря этому произведения из здешнего разноцветного стекла превращаются в настоящие произведения искусства. Мастер буквально вдыхает жизнь в расплавленное стекло (цвет ему придает не краска, а окиси металлов) — достаточно лишь посмотреть на красивые узоры созданного шедевра.