У каждого социального сообщества свои цели и стандарты, к которым принято стремиться. Есть они и у дайверов. Трюмы, заполненные покрытыми тиной сундуками с золотом, подернутые временем каюты, в которых давно поселились стайки разноцветных рыб, или рубки подлодок, плотно обросшие колониями кораллов — это затонувшие корабли, давно превращенные дайверами в места паломничества. Сегодня мы предлагаем вам 7 подобных «святых» мест для любителей «исторических» погружений.
«Карнатик», Красное море
Некогда легендарный «Карнатик» считался самым современным торгово‑пассажирским судном — его в одном из своих романов упомянул сам Жюль Верн. К сожалению, судьба корабля печальна: в 1869 году он наскочил на огромный морской риф рядом с египетским островом Шадван, что в Красном море. В момент крушения на борту находились 230 пассажиров, тюки с хлопком, сундуки с золотом и королевская почта. Тогда 30 человек погибли, большая часть груза была утрачена. Ныне останки «Карнатика» покоятся на 30-метровой глубине. Дайверы говорят, что корма и нос корабля практически не тронуты временем, можно исследовать трюмы, где стоят старинные бочки. Многие пытаются отыскать здесь следы былых сокровищ…
«Зенобия», Средиземное море
Это был гигантский пароход - 172-метра! Увы, столь же длинным жизненным путем судно похвастаться не может. «Зенобия» затонула в свой первый же рейс, а вместе с ней несколько сотен 40-тонных грузовиков. Это случилось в 1979 году. Причина до сих пор неизвестна: эксперты рассматривают неисправность бортовых компьютеров, и желание владельцев получить «бешеную» страховку. Сейчас останки «Зенобии» покоятся неподалеку от кипрской Ларнаки. Дайверы с удовольствием исследуют машинное отделение, ресторан, где до сих пор находят удивительные раритеты, вроде бутылок с газировкой. Правда попасть на «Зенобию» могут только опытные дайверы, потому что она лежит на глубине свыше 40 метров.
«Эль-Мина», Красное море
Сначала минный тральщик ходил под флагами СССР, затем был подарен дружескому Египту, где и затонул в 1967 году в период военного конфликта с израильтянами. В данный момент «Эль‑Мина» лежит на 30-метровой глубине. Затопленный корабль стал домом для множества морских обитателей, не всегда безопасных. Например, там обитает ядовитая красная крылатка или бородавчатка. Поэтому дайверам в этих местах стоит быть крайне аккуратными.
«Михаил Лермонтов», Тихий океан
Один из самых впечатляющих спотов - советский круизный лайнер под названием «Михаил Лермонтов» ударился о рифы в водах Новой Зеландии, это случилось в 1986 году. Виновником трагедии изначально считали помощника капитана, который был в этот момент на мостике и допустил столкновение. Однако впоследствии была доказана вина новозеландского лоцмана. В итоге советскому пароходству выплатили компенсацию 2,75 миллионов долларов. Деньги получили и пассажиры лайнера. Судно лежит на 30-метровой глубине в кромешной темноте – воды в этих местах очень мутные. Поэтому исследовать «Михаила Лермонтова» опасно. Там уже случались случаи гибели дайверов.
«Сатиль», залив Акаба
На момент крушения «Сатилю» было 30 лет, он исправно служил израильтянам в морских боях. «Сатиль» был затоплен намеренно в 1994 году, как утиль у берегов Эйлата в заливе Акаба в Красном море, и стал искусственным рифом. Теперь он густо оброс кораллами и водорослями, обрел обитателей: морских окуней, рыб-львов, крылаток и даже барракуд. Это разнообразие заставляет дайверов буквально замирать от восторга. «Сатиль» лежит на 18-метровой глубине.
«Тистлегорм», Суэцкий канал
Британское военное транспортное судно «Тислегорм» 1940 года выпуска успело сделать лишь три успешных рейса. Уже в 1941 году корабль затонул, отправившись в Александрию. Вместе с «Тислегормом» в воду канули боеприпасы, авиабомбы, военная техника и противотанковые мины. 5-тонный гигант потопили немецкие бомбардировщики у рифа Шааб Али, что в Суэцком канале. Однако об этом долгое время было неизвестно. И лишь в 1955 году его обнаружила экспедиция Жака Ива Кусто. В 1974 году судно посетил первый дайвер - Шимшон Махиах, а вслед за ним потянулись любители острых подводных ощущений со всего мира. Сейчас корабль стал настоящим рифом: оброс кораллами, приютил скорпен, рыб‑крокодилов, осьминогов и голожаберных моллюсков. Погружаться в этих местах сложно - сильное течение подвластно только опытным аквалангистам.
«Сидар Прайд», залив Акаба
«Сидар Прайд» был спущен на воду в 1964 году, у него была длинная жизнь в течение которой он сменил четверых хозяев. Однако судно не затонуло – оно сгорело! Летом 1982 года на борту случился пожар, который продолжался несколько дней — и корабль выгорел полностью. Еще 3 года черный остов стоял в порту, а затем был затоплен в 150 метрах от берега. Глубина в этом месте Красного моря совсем небольшая, поэтому дайверов здесь много всегда.