Транссибирская железнодорожная магистраль также образно называется «стальной пояс России». А вот Кругобайкальскую железную дорогу, либо проще — «Кругобайкалку», благодаря императору Николаю 2 называют «золотой пряжкой» на «на стальном поясе».
Вероятно, у каждого туриста, который путешествует наземным транспортом (автобус, поезд) бывали подобные моменты: в однообразный природный пейзаж или скучный городской вид за окном внезапно врывается своеобразный «привет из прошлого» — диковинный виадук, водонапорная башня, напоминающая кирпичный теремок, маленькое здание вокзала из красного кирпича, построенное в архитектурном стиле позапрошлого века, вычурные опоры моста или причудливая арка тоннеля. Промелькнуло — и навсегда осталось в памяти. Памятники инженерной архитектуры мало применяются турфирмами как достопримечательности, а вот Кругобайкалка — исключение.
Итак, что же такое Кругобайкалка? Это участок железнодорожного пути, длина которого составляет 89 км. Она проложена по побережью озера Байкал — самого глубокого озера в мире. Использовалась КБЖД с 1904 года и до 1949-го как участок Транссибирской магистрали. Сегодня является тупиковой жд веткой на Транссибе от Слюдянки до порта Байкал, эксплуатируется в туризме. На пути 5 действующих станций — Байкал, Уланово, разъезд 137 километров, Маритуй и Култук; 248 виадуков и мостов, 38 тоннелей (общая длина более 9 км, а самый протяженный 778 метров у мыса Половинный), 268 подпорных стен, 3 железобетонных галереи и 15 каменных.
Причем все объекты являются авторскими, построены по проектам итальянских и русских архитекторов и инженеров начала 20-го столетия, после чего ни разу не перестраивались и не реконструировались.
По насыщенности инженерных построек в России КБЖД попросту нет равных, а в мире подобных железных дорог — единицы. Главная ценность Кругобайкальской железной дороги как туристического объекта в этом и состоит — а во время пути вы сможете любоваться удивительными пейзажами Байкала.
Турфирмы лишь недавно начали осваивать КБЖД, однако, успехи уже на лицо. По этому маршруту пустили несколько уютных и комфортных поездов, рельсовые автобусы, а некоторые из них даже на паровозной тяге. Туристы во время путешествия могут прогуляться по прибайкальской тайге и по побережью, а зимой — покататься на лыжах.
Самым комфортабельным способом путешествия по Кругобайкалке является поездка на ретро-поезде под названием «Байкальский круиз»: купейные вагоны оборудованы биотулетами, душевыми и кондиционерами. Тут же можно найти тематические СВ-купе с интерьером времен Николая II, плюс соответствующая атрибутика — плакаты, карты, фотографии. Поэтому для любителей русской природы и отечественной истории подобное путешествие обернется настоящим подарком!