Трансамазонским шоссе называется дорога длиною в 5 тысяч километров и, проходящая через лес Амазонки. Начинается этот участок шоссе в прибрежном городе Жоао Пессоа на северо-востоке от границы Перу и продолжается по всей Бразилии. Члены группы, отвечающие за экономическое развитие, утверждали, что эта дорога была одной из самых удачных программ, на которую было возложено много надежд. Однако в один момент все колоссальные планы рухнули.
Генерал Медичи, являющийся военным правителем Бразилии, посетил северо-восток страны и собственными глазами увидел землю, опустевшую от изнурительной засухи. Земельная реформа, которая бы спасла крестьян от тяжёлого положения, была просто невозможна, так как все участки были уже давно распределены по богатым землевладельцам. Естественно, ни один из них не пожелал делиться с бедными крестьянскими людьми своими владениями. Поэтому генерал принял решение о переселении простых людей, так, в 1970 году и появился проект по постройке шоссе.
На дорогу была возложена миссия по переселению крестьянских семей с обедневшего и засушливого севера. Также Медичи собирался обеспечить этих людей новым жильём и работой. Члены правительства с уверенностью предполагали, что уже через 10 лет область будет населена 10 млн. человек. Официальный план был рассчитан на то, что люди, которым будет предоставлено жильё, 250 акров земельного участка, полугодовалая зарплата, а также сельскохозяйственный кредит, начнут создавать из лесного массива пахотную землю. Таким образом, правительство надеялось на то, что внутренние рынки почти полностью будут снабжаться этими семьями. Они должны были выращивать миллионы тонн кукурузы, бобов и риса. По подсчётам обычные люди способны были привнести в страну миллионы долларов, которые были бы выручены за счёт экспорта зерновых культур, апельсинов, какао, кофе и перца.
Столь привлекательные расчёты заставили правительство начать строительство шоссе незамедлительно. Однако никому и в голову не пришло позаботиться об изучении экологии и почвы лесов Амазонки. Именно это и стало роковой ошибкой государства. Постоянные проливные дожди сделали размытой почву лесов, которая и так состояла почти из одних отложений. Соответственно и дорожное полотно стало нестабильным, поэтому люди, проживающие возле шоссе, более чем на шесть месяцев в году становились отрезанными от цивилизации. Все выращенные злаки попросту пропадали. К тому же амазонская земля оказалась почти непригодной для выращивания культур. Её небольшой плодородный слой быстро исчерпал свои ресурсы, что привело к незамедлительной эрозии.
Так, ряды экономических и социальных неудач пополнили огромные затраты на сохранение окружающей среды. По завершении строительных работ шоссе, вырубка леса увеличилась в несколько раз. Вместо деревьев, там появились поля для выгула рогатого скота и золотые рудники. За 10 лет, начиная с 1990 и заканчивая 2000 годом, леса вырубались ежегодно. За 12 месяцев очищалось до 25 тысяч квадратных километров.
В июне 1974 года провальный проект был, наконец остановлен. 20 тысяч семей, успевших переехать на эту землю, были просто брошены в отвратительных условиях. От построенного шоссе почти не осталось следа. По нему невозможно ездить с ноября по апрель, исключением остались лишь небольшие ответвления.
В наши дни у правительства снова появился некий интерес к этому участку дороги. В некоторых местах уже ведутся работы по восстановлению. Однако конкретных данных о сроках восстановления шоссе нет.
В засушливые времена работники умышленно поджигают поля, для стимуляции роста травы. Однако наступает момент, когда почва становится полностью безжизненной, и тогда владельцы рогатого скота просто переходят на другой участок.
Столь провальные эксперименты, несомненно, наносят катастрофический вред окружающей природе. Поэтому в Бразилии стали создаваться Национальные Парки, в которых запрещены любые строительные работы.