На вершине скалы в 5 веке до н.э. был построен мраморный храм, посвященный покровительнице величественного города Афин. Звали ее Афина Парфенос, что в переводе означает Дева. Храм строился в ее честь, поскольку древний народ был благодарен своей покровительнице за помощь, оказанную в войне с персами, ознаменовавшуюся победой в Марафонской битве. Позже, в 447-437 годах до н.э, на месте этого храма возведут новое куда более величественное культовое строение. На его постройку потратили колоссальные средства, которые должны были пойти на развитие военного направления.
Задумка строительства культового храма
Представитель той власти Перикл никогда не был скуп на расходы, предназначавшиеся на прославление Афин. За это местные не раз обвиняли правителя в транжирстве. Только Перикл не предавал собственных убеждений. Храм строился с целью прославлять Афины на тысячелетия вперед, а также напоминать будущим поколениям о нем самом.
Работы по воздвижению культового строения стоили баснословной суммы – 450 сделанных из серебра талантов. Чтобы понимать масштабы затрат, важно упомянуть, что на то время 1 талант равнялся стоимости одного боевого корабля. Соответственно храм во имя Афины – это полноценный военный флот, который мог состоять из 450 триер. Народу таки пришлось согласиться на заимствование денежных знаков с городского счета общественного назначения.
Выполнял архитекторские работы известный на тот момент скульптор по имени Фидий. Большинство работ в монументальном храме выполнено его руками. Также собственноручно были выполнены архитекторские работы по украшению величественных залов.
По завершению строительных работ храм был освящен. Этот момент был равен праздничному событию памяти Панафинеи.
Трагические моменты в истории храма
Византийский период характеризуется появлением христианства. Этот период поспособствовал переименованию культового строения в Храм Св. Марии. Статуя, являющаяся главным украшением храма, была перенаправлена в город Константинополь.
Уже в 1460 году храм в очередной раз переделывается. Он становится мечетью. Чуть позже Афины охватывает новая волна битв и войн с турками. Все же считается, что больше всего храм был разгромлен в период военных действий между турками и венецианцами. 1687 год отыграл плачевную роль в судьбе храма, поскольку вовнутрь попало ядро от выстрела пушки. Взорвавшись, оно повредило значительную часть храма. Это безвозвратно уничтожило множество архитектурных ценностей. Те скульптуры, которые уцелели, были вывезены в 19 ст. в Англию. Там они находятся и сегодня.
Архитектурные особенности
Парфенон – это культовое строение, сооруженное в древнегреческом классическом направлении, поскольку храм имеет форму прямоугольника с колоннадой по кругу. В то время количество колонн было предопределено существующими стандартами. На боковой стороне фасада находится восемь колонн, в торце строения их насчитывается больше в 2 раза и приплюсована еще одна. В сумме их 17.
Максимум усилий было приложено древними зодчими в придании храму необыкновенного изящества. Середина колонн была специально утолщена во избежание зрительной иллюзии вогнутости линий. Также архитекторы придали угловым колоннам легкий уклон.
Барельефы, отображающие древние мифы
Сцены единоборств в виде барельефа изображены на фасадах храма. Со стороны юга отпечатана битва между амазонками и греками. На восточной стене воюют кентавры с лапифами. На западной стороне строения можно увидеть оды, посвященные Троянской битве. На севере отображено сражение между титанами и богами.
Из греческой мифологии следует, что у богов дети на свет рождаются самым неожиданным образом. Согласно мифам Зевс из страха, что родится сын, заглотнул собственную беременную жену. Ему было предсказано быть свергнутым сыном. Вследствие мучительных головных болей Зевсу довелось прибегнуть к помощи Гефеста, который был кузнецом. Он ударил Зевса по голове до образования отверстия, из которого появилась Афина. Это событие отображено с восточной стороны фасада.
Фасад с западной стороны увековечил спор между Посейдоном и Афиной. Победа в споре принадлежала богине мудрости, которая получила в награду Аттику. Выращенное Афиной оливковое дерево являлось ценнее, чем вода. Ионический фриз был растянут по всей внешней зоне храма. Его рельефы, находящиеся на 11-метровой высоте, рассказывали о торжественных сценах Панафинеи. Можно разглядеть музыкантов, жителей, принесших богине дары, а также всадников. Афине даровали новое одеяние, что изображено с восточной стороны в торце храма.
Большим огорчением является утеря статуи в честь богини Афины. Ее сохранить не удалось. Сегодня в музеях выставлены копии знаменитой скульптуры.